Законопроектом № 611388-6 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предлагается уменьшить размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с пятидесяти до двадцати процентов от присуждённой к взысканию с изготовителя (продавца) суммы.
Как указано в Пояснительной записке, законодатель полагает штраф в размере 50 процентов избыточной мерой ответственности изготовителя.
Таким образом, налицо явно выраженное желание законотворческого органа оградить потребителя от избытка и излишеств, в том числе, и финансовых...
Оставим в стороне вопрос корректности взыскания штрафа в пользу потребителя (иными словами, фактическое отнесение штрафа к компенсационным санкциям). Как мы помним, это стало возможно с лёгкой руки Верховного Суда РФ, издавшем поистине революционное Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 46).
Интересной представляется истинная причина появления законопроекта № 611388-6. До того момента, как страховые организации отнесли под действие законодательства по защите прав потребителей, о подобной заботе о производителях и продавцах слышно не было. Или я просто пропустил? В свою очередь, со слов страховщиков, у них ситуация хуже, чем у иных субъектов предпринимательской деятельности. В известных письмах страховщики жаловались на беспредел в судах и жадность граждан-страхователей...
Ниже текст Законопроекта и Пояснительной записки
Внесен депутатом Государственной Думы Р.Х. Натхо
Федеральный закон
«О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей»
Статья 1
Внести в пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» изменение, изложив его в следующей редакции:
«6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере двадцать процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, двадцать процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона
«О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей»
Законопроектом предлагается внести в пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации) изменение, согласно которому будет уменьшена величина штрафа, взыскиваемого с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с нынешних пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, до двадцати процентов.
Данное изменение продиктовано тем, что вышеуказанный штраф в таком объеме представляется избыточной мерой ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) наряду с установленной в Законе Российской Федерации штрафной неустойкой за нарушение прав потребителя и компенсацией морального вреда.
В то же время хотелось бы особо отметить, что законопроект позволит сохранить дополнительную мотивацию общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) и органов местного самоуправления в дальнейшей работе направленной на защиту прав потребителей, так как законопроектом предполагается уменьшить, но не исключить вышеуказанный штраф как инструмент влияния на нерадивого изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
Таким образом, законопроект направлен на восстановление баланса в правоотношениях продавец-потребитель в данной сфере правового регулирования, что в условиях существующей налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, а также сложной ситуации в экономике нашей страны является более чем актуальным.
|